Долина Магов
Форма входа
Логин:
Пароль:
Реклама


Альбомы
История русского рока [4]
Поиск
Главная » Статьи » Свитки иных миров » История русского рока

Вячеслав Бутусов.
Вячеслав Бутусов.

Вячеслав Бутусов – человек легенда! Уральский самородок, зажегший своими песнями миллионы сердец. Его неторопливый тягучий голос навеки оставляет след в сердце. До сих пор “Наутилус Помпилиус”, культовую группу 80-х многие любят, помнят и считают лучшей группой в истории русского рока.
Биография этой группы, полная неожиданных поворотов, взлетов, падений, драматических расколов и возрождений из пепла, вполне достойна незаурядного рок-коллектива.
Стиль “Наутилуса” не перепутаешь ни с кем. Потрясающая лиричность текстов, рок-н-ролл с неуловимой ноткой легкой депрессивной задумчивости и неуловимая харизматичность ее лидера, Вячеслава Бутусова.

Наутилус Помпилиус.
Вячеслав Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. В силу специфики отцовской профессии семья часто переезжала с места на место. До девятого класса Слава Бутусов жил и учился в разных сибирских городах - Красноярске, Сургуте, Ханты-Мансийске. В девятом классе впервые приехал в Свердловск.
В это время он уже увлекался музыкой – “Слушал все подряд, что перепадало... В основном радио, и “Юность”, и “Голос”... В седьмом классе отец купил мне магнитофон... какую ерунду я только не писал! Но больше остальных нравился “Led Zeppelin””. (Из воспоминаний В. Бутусова).

В 1978 году Вячеслав поступает в Свердловский архитектурный институт и осенью знакомится с другим первокурсником – Димой Умецким.
”В молодости слушали всю музыку, которую только смогли достать. Предпочтение отдавали “Лед Зеппелин”, “Криденс Уотер Ривайвал”, из отечественного рока - Константину Никольскому и “Воскресенью”, “Машине времени””. (Из интервью В. Бутусова).
В 1978 студенты-архитекторы из Екатеринбурга Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Дмитрий Умецкий (бас, вокал), Андрей Саднов (гитара) и Игорь Гончаров (барабаны) объединились в ансамбль, который играл на институтских вечерах и принимал участие в студенческой самодеятельности. Они сочиняли собственные песни и даже записали их на пленку, назвав свой проект “Али Баба и сорок разбойников”, успеха не имевший.
“Я знаю ребят из “Наутилуса Помпилиуса” со дня основания их группы. Даже помню, как эта команда выступала под названием “Али-Баба и сорок разбойников”. Сначала они заимствовали музыку, и даже цитаты у английских рок-групп. Потом стали создавать что-то свое”. (Настя Полева – “Настя”).

Первые песни были написаны ближе к выпуску в университете, когда в 1983 году при помощи Александра Пантыкина появился первый эпический и довольно слабый альбом “Переезд”. Состав группы менялся, но тандем Бутусов – Умецкий оставался неизменным. С 1983 группа стала выступать под названием “Наутилус”. В это же время, группа записала свой дебютный альбом “Переезд”, полный жесткого и нелогично звучавшего хард-рока.
В феврале 1983 года состоялось знакомство с Ильей Кормильцевым, но творческое рождение тандема “Бутусов – Кормильцев” происходит только в 1985 году при записи альбома “Невидимка”.

Институт был закончен в 1983 году, несмотря на увлечение музыкой. Началась работа по специальности – архитектором в проектном институте. Вячеслав Бутусов проектировал свердловское метро (“что сказалось на больной внешности интерьера некоторых станций”, – слова Бутусова).

Весной 1985 года записывается альбом “Невидимка”, благодаря свободному времени, которое Умецкий и Бутусов проводили в Свердловском рок-клубе.
Выбор пути был совсем нелегким: “Конечно, было страшно. Слово “рок” по-прежнему считается нецензурным, у обоих уже детки, и им хочется кушать. Но деваться было некуда. Итак, заявления об уходе с работы по собственному желанию были написаны, выбор сделан, жребий брошен”. (Из воспоминаний Д. Умецкого).
Заключенный в 1985 году творческий альянс между свердловской группой “Наутилус Помпилиус” и поэтом Ильей Кормильцевым вылился в запись мрачноватого альбома “Невидимка”. Именно в этой работе была определена будущая стилистка группы - минимум конкретики при большом ассоциативном пространстве в текстах плюс нервная заунывность, низкие тембры и мрачные интонации в голосе.
На обложке “Невидимки” впервые появилось название “Nautilus Pompilius”, которое сменили с предыдущего “Наутилус”. В 1985 группа предприняла попытку расширить свою художественную палитру, пригласив к микрофону бывшую вокалистку Настю Полеву и записав с ней несколько оригинальных номеров, но сотрудничество оказалось кратковременным. Полева ушла и позднее стала выступать с сольными программами.
“Славу тогда периодически зашкаливало. Он попросил у Кормильцева доступ в студию и решил сделать нечто такое, что бы потрясло Вселенную. Все это происходило без моей редактуры. И когда я пришел и услышал, что же там было навалено, я сказал: “Слава, я этот альбом закрываю. Это просто несерьезно. После такого разгона, который мы взяли на Невидимке, ты погубишь команду. Хочешь идти архитектором работать – конечно, иди. Воля твоя. Но у меня другие интересы и другие амбиции по этому поводу”.
В принципе, ничего особенного не произошло, если не считать того, что Бутусов впал в очередную депрессию. Он поссорился со всем миром и ушел в глубокий запой - по воспоминаниям очевидцев, совершенно черный и совершенно жуткий. Стоял декабрь 85-го года, и с роком Слава решил намертво завязывать”
. (Воспоминания участников группы).

В августе 1986 – выходит “Разлука”, которой было суждено вскоре прогреметь на всю страну. После выхода “Разлуки”, с которого началось всесоюзное восхождение “Наутилуса”, Вячеслав несколько раз распускал группу (в общей сложности из команды ушло 18 человек) и несколько раз собирал новый состав под тем же названием. Все это время лишь тандем Кормильцев – Бутусов функционировал с неизменным успехом, вследствие чего группа неизменно оставалась популярной.
В июне 1986 “Nautilus Pompilius”, состав которого усилил Алексей Могилевский (клавишные, саксофон), выступил на 1-м фестивале местного рок-клуба, но едва ли сумел воплотить на сцене свое студийное звучание: публика была скорее заинтригована, нежели потрясена.
“Нам казалось, что он никому не нужен (Альбом “Разлука”) и более ответственным будет выглядеть участие в предстоящем концерте. Нас больше волновала боевая раскраска кого-нибудь из новых романтиков типа “Adam & The Ants”. Мы хотели оторваться на сцене так, чтобы ноги улетали за горизонт”. (В. Бутусов).

В начале июля “Наутилус” в составе четырех человек засел в подвале клуба Архитектурного института на запись. Председатель рок-клуба Коля Грахов выделил на сессию два магнитофона Олимп, переделанных на 38-ю скорость и пульт Электроника. Как и в случае с Невидимкой, музыканты по ночам подъезжали в ресторан к Алексею Павловичу Хоменко и одалживали клавиши. Причем не только игрушечную Yamaha PS-55, но и самую передовую для тех времен Yamaha DX-21, на которой были сымитированы звуки мотоцикла в “Рвать ткань” и бряцание металлических оков в “Скованные одной цепью”.
Так в подвальных условиях родился альбом “Разлука”.

В 1987 году начинается бум вокруг “Разлуки”, и вскоре “наутилусомания” охватывает всю страну. Стало ясно: музыку надо делать профессией. После двух лет беспрерывного гастрольного марафона (1987-1988), “Наутилус” стал легендой. Его песни узнавали, пели, переписывали с кассет на кассеты и передавали друзьям. “Скованные одной цепью” и “Гудбай Америка’ стали гимнами борьбы с системой, с опостылевшим строем.
“Впервые я услышала “Наутилус Помпилиус” в 1988 году, это был альбом “Разлука”. Он так меня зацепил, что до сих пор не отпускает. У “Наутилуса” мне нравится практически все, в том числе альбом “Яблокитай”, который много критиковали. “Наутилус” – самая фатальная группа в нашей стране, с, безусловно, харизматичным солистом Бутусовым и такими профессионалами, как Леша Могилевский, Гога Копылов, Олег Потапкин”. (Диана Арбенина).
“Поп-музыка пишется в расчете на максимальное количество людей. “Что могло бы понравиться всем?” – так мыслит композитор или поэт, работающий в этом жанре. И даже неважно, нравится ли результат ему самому.
Задача искусства массового назначения – воспроизвести штамп. Противопоставление массовой культуры и культуры индивидуальной, личностной (поп-культуры и рок-музыки) – вечно. Рок-культура – последний “бастион” противостояния вот этому неличностному… штампу в рамках жанра, который ориентирован на массовую продажу…
Поэтому существование рок-н-ролла как революционного события возможно только в определенной ситуации, когда люди, способные к восприятию чего-то нового, неизбитого, составляют достаточно большую долю в обществе. Огромная толпа ежедневно просыпается и требует, чтобы ей что-то сказали эдакое.
Как только эта ситуация исчезает, искусство авторское – истинная поэзия – сразу же заползает в свою небольшую нишу, которую оно обычно и занимает, интересуя тех, кто по своему складу, воспитанию или профессии тяготеют к нему изначально и требуют, чтобы их чувства, мысли все время будоражили. И тогда это рок как явление общества начинает сходить на нет”
. (Из интервью Д. Кормильцева).

Выступление на фестивале “Ленинградская музыкальная весна” в апреле 1987 упрочило положение “Nautilus Pompilius”, а горячий прием рок-н-ролльной аудиторией на подмосковных рок-фестивалях в Черноголовке и Подольске все в том же 1987 подготовил почву для последовавшего за этим взрыва. В декабре 1987 состоялось триумфальное выступление “Nautilus Pompilius” на “Рок-панораме”.

Когда-нибудь при составлении хронологических таблиц истории советского рока рок-критики, возможно, отметят 1988 год как “год “Наутилуса””. (Из журнала FUZZ).
Вместе с тем уже тогда во взглядах Бутусова и Умецкого на будущее группы наметились серьезные расхождения, которые привели к тому, что в феврале 1988 Умецкий решил покинуть группу и заняться собственными кино и музыкальными проектами. Но именно 1988 год стал для “Nautilus Pompilius” звездным часом, когда в течение двенадцати месяцев провинциальная группа с феноменальным успехом выступала в Москве, записала альбом, проехала по стране и распалась ровно через год после своего первого триумфа.

Еще в самодеятельный период участники группы снялись в двух короткометражных фильмах молодого уральского кинорежиссера А. Балабанова “Раньше было совсем другое время” и “У меня нет друга”. В 1988 другой свердловчанин, В. Хотиненко, снял их в своей фантастической ленте “Зеркало для героя” (по замыслу сценариста, именно на концерте “Nautilus Pompilius” познакомились два центральных персонажа фильма). Примерно тогда же “Nautilus Pompilius” стал главным героем документальной ленты финской журналистки М. Мюккенен “Из России с любовью” (“Серп и гитара”). В то время как официальная пресса не скупилась на комплименты в адрес группы, предрекая ей блестящее будущее, рок-критика была настроена куда более скептически. Но самым неожиданным оказалось решение лидера группы Бутусова, который 22 ноября 1988 объявил, что увольняет всех музыкантов.

В течение 1989 года идет работа над проектом фильма “Человек без имени”, записывается саундтрек, после чего “отцы-основатели” “Нау” во второй раз прекращают сотрудничество. Все это время Бутусов живет между Москвой и Ленинградом.
В течение 1990 года Вячеслав Бутусов собирает новый состав “Наутилуса”, начинает гастрольную деятельность. Выходит новый альбом “Родившийся в эту ночь”. Только в самом конце 1989 Бутусов обнародовал состав обновленной группы: Беляев, Игорь “Гога” Копылов (бас) и Игорь Джавад-Заде (барабаны). Дебют новой группы состоялся в феврале 1990 на концерте, посвященном пятилетию Свердловского рок-клуба. В противовес клавишно-саксофонному изобилию предыдущей версии “Nautilus Pompilius”, новая формула звучания опиралась на минималистский, чисто гитарный звук. Летом 1990 музыканты побывали на музыкальной конференции “New Music Seminar” в Нью-Йорке и записали альбом “Наугад”, в котором участвовали также и приглашенные музыканты. В том же году на ленинградском телевидении состоялась премьера кинобиографии группы “Бриллиантовые дороги” (режиссер И. Морозов).

В 1991 году Бутусов женится во второй раз на очаровательной ленинградке Анжелике Эстоевой и переезжает в северную столицу. У него появляется вторая дочь – Ксения, родившаяся 31 июля 1991 года – в один день со своей старшей сестрой Анной с интервалом в 11 лет.

Осенью 1992 увидел свет довольно успешный альбом “Чужая земля”, однако на следующий год история “Nautilus Pompilius” начала повторяться: после концертов в Калининграде Бутусов неожиданно уволил обоих гитаристов; уже начатая запись нового альбома была приостановлена, а его материал был переписан с лидером “Агаты Кристи” Вадимом Самойловым в качестве продюсера и нового гитариста.
В 1993 вышел “Отчет”, сделанный к десятилетию “Наутилус Помпилиус”. Альбом “Титаник” вышел весной 1994 и стал одним из лучших за всю историю “Наутилуса”. Бутусов вновь привлек к участию в “Наутилус Помпилиус” Алексея Могилевского, в то время как гитаристом стал Николай Петров. Записанный этим составом альбом “Крылья” оказался менее интересен, чем предыдущие работы группы, однако сохранил фирменный “наутилусовский” стиль. Их единственным новым хитом стал заглавный номер альбома, а концерты проходили в полных, но реагировавших крайне вяло залах. Видимо, ощущая необходимость вырваться из этого порочного круга, осенью 1996 Бутусов и Кормильцев отправились в Британию, где был записан альбом “Яблокитай”: его спродюсировал известный музыкант Билл Нельсон (Be Bop Deluxe), а в записи участвовали местные сессионные музыканты, ряд песен из которого, кстати, стали основой саундтрека к первому “Брату” Алексея Балабанова.
“Большинство времени я провожу в стационарной обстановке, в студии. Если брать относительно – всегда легче работать с коллективом. Потому что это чувство поддержки – один упал, другой заменил и так далее. Некоторые вещи, конечно, лучше исполнять одному – можно петь громче, можно петь тише. Когда же вступает ритм-секция, уже выхода нет. Но и это – не ответ. Можно искать положительные моменты и в сольном выступлении. Но чтобы это выглядело как идеальная форма концертной деятельности – я считаю, что это неправильно. Вообще, чем больше возможностей трансформации концертной деятельности – тем лучше”. (Из интервью В. Бутусова).
В январе 1997 Бутусов снова распустил группу. На это раз “Наутилус Помпилиус”, был распущен уже в последний раз…

Свободное плаванье.
Выпустив не очень удачный экспериментальный диск “Яблокитай”, Бутусов принял решение заняться сольной карьерой. Летом 97 год, отыграв прощальный тур, “Наутилус” был распущен. Обретя независимость от коллективного творчества, Вячеслав увлекся оккультными науками, что отразилось и на его творчестве. Одна из попыток “расширения рамок сознания” воплотилась в совместном с экс-гитаристом “Кино” Юрием Каспаряном концептуальном проекте “НезаконНоРожденый Алхимик Доктор Фауст – Пернатый Змей”, который многие меломаны назвали “заумной бредятиной”...
Далее был, “Звездный падл”, участниками которого являлись те же Бутусов, Каспарян, еще один экс-“киношник” Игорь Тихомиров и Евгений Головин, известный как автор некоторых песен группы “Ва-БанкЪ”.

К 98 году, избавившись от “оккультной зависимости”, Бутусов приступает к записи сольного альбома “Овалы” одна из песен с которого, “Берег”, попала в ротацию “Нашего Радио” и стала хитом.
“Очень часто приходилось видеть ту публику, которая стоит ближе всего к сцене. Это особо оголтелый народ, доведенный до определенного состояния. Хочется очень аккуратно, тихо им что-то исполнить, чтобы они перестали друг друга бить головами об конструкции или устраивать своей девушкой короткое замыкание об какой-нибудь софит. Так ли иначе ты берешь на себя ответственность за все происходящее”. (Из интервью Бутусова после концерта).
Запись проходила “на одном дыхании”, но выход диска совпал с экономическим кризисом. Вячеслав впал в депрессию: полгода лидер легендарной группы вел затворническое существование, пока его не возвратил к нормальной жизни успешный сольный концерт в Нью-Йорке...

В 99 году Бутусов принял участие в совместной работе ведущих питерских музыкантов с текстами одного из основателей “Аквариума” Джорджа Гуницкого. Следствием этого стало появление на альбоме “Пятиугольный грех” суперхита Бутусова – Гуницкого “Гибралтар-Лабрадор”. Песня “Гибралтар-Лабрадор” стала одной из ключевых в саундтреке уже ко второму “Брату” и была признана экспертами журнала “Фузз” лучшей песней 2000 года.

2000 год ознаменовался участием Бутусова сразу в нескольких проектах. Для начала он представил в Москве, Питере и Минске музыкально-театрализованное шоу “Бибигония” с участием белорусской группы “Плато” и театра “Лицедеи”. На пресс-коференции, посвященной столичному концерту, Вячеслав рассказал о создании собственного проекта “Бибигония”, в рамках которого чего только не планируется – от поддержки молодых музыкантов до выпуска книги Бутусова, над которой она работает не первый год.
“Скорее это похоже на музыкальные иллюстрации к теме, потому что параллельно я рисую иллюстрации в чистом виде. Вообще в идеале бы это был трехплановый проект – графика, музыка и литературная часть. Но я об этом даже пока и не задумывался. Было бы здорово и видеоряд сделать”.

Тем же летом Бутусов записал свою версию легендарной цоевской “Звезды по имени Солнце” для альбома-трибьюта “Кино”. А 2000 увидел свет совместный проект Бутусова и электронной группы Deadушки “Элизобарра-Торр”, в который вошла композиция, ставшая хитом зимы-весны 2000 года – “Настасья”.
“Я до сих пор не определился в дифференциации понятий “дар” и “талант”. Мне кажется, дар – это то, что дано человеку природой или Господом Богом, талант – то, что культивируется человеком из дара. Человек, который развивал в себе талант, не позволит никаких гадостей. А тот, кто даровит, может быть невоспитанным и может себе позволить все что угодно, не задумываясь, как это отразится на близких”. (Из интервью В. Бутусова).

Ю-питер.
“Ю-питер” основан в 2001 году Вячеславом Бутусовым вместе с Георгием (Юрием) Каспаряном (экс-“Кино”), Олегом Сакмаровым (экс-“Аквариум”) и Евгением Кулаковым (экс-“Пойманные Муравьеды”).

Вячеслав Бутусов и его группа “Ю-Питер” осваивает новые горизонты. Пишет новые альбомы (хотя их критикуют, и порой весьма заслуженно), выступает на концертах. “Ю-Питер”, был определен Бутусовым как “основательный и долгосрочный проект”. Похоже, Вячеслав не лукавит: во всяком случае, на все расспросы о новых начинаниях гораздого на эксперименты и неожиданные творческие альянсы музыканта Бутусов отвечает односложно: “Пока меня интересует только “Ю-Питер””.

Иногда Ю-питер все время проводит в гастрольных поездках. Иногда музыканты “Ю-Питера” практически не вылезают из студии, дописывая очередной альбом. Название пластинки Бутусов никогда не выдает: “У нас много рабочих названий к каждому альбому, есть несколько приоритетных, но мы их пока держим в секрете”. Общее свое настроение он характеризует как “жизнеутверждающее”. И добавляет: “Это не значит, что все мои песни звучат оптимистично, они скорее реалистичны и отражают мои мысли и переживания по поводу будущего нашей планеты”. Вот такие глобальные проблемы волнуют нынче Вячеслава.

“Проблема большинства потребителей в том, что они тупо потребляют то, что им подают, а это такой духовный фаст-фуд – невкусный и бесполезный, а может и вредный.
- Российский рок идет отдельной статьей...
- Не могу сказать, что правильно сформулировал идею отечественного понимания рок-музыки, но считаю, что те два элемента, которые я сам для себя выделяю, на мой взгляд, необходимы именно для нашей рок-музыки – это искренность и откровенность. Поэтому по этим критериям очень просто определить – рок-группа это или нет”
. (Из интервью после концерта “Ю-питера” в Даугавпилсе).

В свободное от гастролей и работы в студии время Бутусов ведет размеренную жизнь в кругу семьи. В доме на окраине Петербурга слушает духовную музыку. “Мне очень нравится мужской хор Новоафонского монастыря”, – произносит он. Мечтает когда-нибудь заняться мультипликацией: “Мультипликация – моя любовь. Я бы хотел миллион всяких мультиков снять. Вот недавно с киевскими аниматорами решили сделать мультипликационную оперу, но идея так и повисла в воздухе – ее некому продвигать”, – сокрушается Бутусов.

Пару слов от себя.
В прошлом году мне посчастливилось побывать на концерте Бутусова и группы Ю-питер.
Как будто мир за пределами концерта перестал существовать, и время остановилось. Все тот же меланхоличный голос, все те же песни, потрясающая музыка…
Старые проверенные “Скованные одной цепью”, “Бриллиантовые дороги”, новые Мелодичные “Девушка по городу”, “Песня идущего домой” удивительно точно, по-цоевски спетые “Звезда по имени солнце” и “Война” и конечно же… “Гудбай Америка” на бис.
Полтора часа пролетели как мгновение.
Счастливые после концерта мы еще долго не могли придти в себя, наперебой рассказывая о впечатлениях от концерта…
Наутилуса больше нет… Но Бутусов и “Ю-питер” продолжают его дело! Пой еще долго Слава, мы тебя любим!!!

Дискография “Наутилуса”:
- Переезд (1984)
- Невидимка (1985)
- Подъем (1985/1987)
- Разлука (1986)
- Раскол (1987/1988)
- Ни кому ни кабельность (1988)
- Князь тишины (1989)
- Отбой (1989)
- Человек без имени (1989)
- Наугад (1990)
- Чужая земля (1991)
- Отчет 1983-1993 (1993)
- Титаник на Фонтанке (1994)
- Титаник (1994)
- Титаник Live'94 (1994)
- Крылья (1995)
- Погружение (1996)
- Лучшие песни. Акустика (1996)
- Атлантида (1994/1996)
- Яблокитай (1997)

Дискография сольных проектов Бутусова:
- Незаконно (1997)
- Овалы (1998)
- Настасья» (композиция 2000)
- Элизобарра - Торр (2000)
- Звездный падл (2001)
- Тихие игры (2001)

Дискография “Ю-питер”:
- Ударная любовь (2001)
- Имя рек (2003)
- Биографика (2004)
- Богомол (2008)

Автор - Князь33, соавтор - System_S.
Отдельное спасибо Долине Магов за помощь в размещении статьи.
Спасибо за внимание. Следующая статья будет о Константине Кинчеве.

Категория: История русского рока | Добавил: System_S (03.08.2008) | Автор: Князь33
Просмотров: 7651 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 4.2/5

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright Долина Магов © 2024 Хостинг от uCoz